5g future | Худший год для Tesla: что пошло не так?
9459
post-template-default,single,single-post,postid-9459,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,qode-content-sidebar-responsive,qode-theme-ver-10.1.1,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12.1,vc_responsive

Худший год для Tesla: что пошло не так?

У стартапа Tesla пусть к успеху и без того был тернистым, но 2018 год стал худшим в истории компании: трудности подстерегали Илона Маска и его детище на каждом шагу. Все эти вызовы вместе ставят под вопрос будущее Tesla: сможет ли компания решить целый комплекс проблем, которые ее преследуют, и выжить на мировом автомобильном рынке, где она стала костью в горле для всех автопроизводителей, которые выпускают модели с традиционными бензиновыми двигателями.

Мы собрали полный перечень всех несчастий, который свалились на голову Илона Маска и Tesla в 2018 году.

Аккаунт компании на Amazon был взломан

В феврале аккаунт Tesla на сервисе Amazon Web Services был взломан майнерами криптовалют. В результате этой хакерской атаки произошла утечка некоторых значимых данных для Tesla, включая картографические, телеметрические и информацию об обслуживании транспортных средств. Эта утечка была обнаружена стартапом в области кибербезопасности RedLock, за что Tesla даже выплатила компании денежное вознаграждение. В Tesla заявили, что клиентам не о чем беспокоиться, так как утечка коснулась только тестовых образцов автомобилей, приватность частных пользователей при этом не пострадала.

Отзыв Model S

В марте Tesla инициировала крупнейший отзыв продукции в своей истории, связанный с неисправностью усилителя рулевого управления, он затронул 123 тыс. седанов Model S. В компании заявили, что пять болтов, которые удерживают механизм усиления руля, могут сломаться и полностью вывести из строя рулевое управление автомобилем. Впрочем, Tesla утешила водителей тем, что это редкая проблема и, вероятнее всего, такое может случиться только в холодных регионах, где для очистки дорог от снега и льда применяют специальную соль. Проблема касается только Tesla Model S, выпущенных до апреля 2016 года, всего она выявлена в 0,02% автомобилей этой модели.

Фатальные ДТП

В марте автомобиль Tesla Model X врезался в бетонный отбойник на трассе в Маунтин Вью, Калифорния. Водитель, Уолтер Ханг, скончался после того, как был доставлен в госпиталь. Во время движения автопилот Tesla работал в полуавтоматическом режиме. Как заявила жена Уолтера Ханга, ранее он жаловался на сбои системы автопилота в этом районе, так что супруга намерена подать в суд на компанию.

Хотя Tesla заявила, что Ханг не среагировал на несколько предупреждений системы и в целом аварии на автомобилях с автопилотом случаются в 3,7 раз реже, чем на обычных, все это показывает, с какими трудностями пока приходится сталкиваться производителям беспилотного транспорта.

А в мае произошел еще один несчастный случай: 8 мая во Флориде авто Tesla Model S предположительно из-за превышения скорости врезался в бетонную стену и загорелся. В итоге 18-летние водитель и его пассажир погибли, выжил только пассажир, который находился ан заднем сидении: ему «повезло» быть выброшенным из автомобиля в результате удара.

Еще одно ДТП с Model S случилось 11 мая в штате Юта, и еще один случай с автопилотом был зафиксирован в Калифорнии, а затем несколько — летом. И это только инциденты на территории США. Американские власти уже серьезно озадачены и анализируют маркетинговые материалы Tesla: они считают, что реклама автопилота создает иллюзию безопасности беспилотного вождения у покупателей.

Финансовые трудности

В марте рейтинговое агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг Tesla с B2 до B3 из-за опасений, что компания не сможет выполнить заявленный план по производству Model 3. Это негативно отразилось на стоимости акций компании, даже был поднят вопрос о вероятности банкротства Tesla. В итоге Маск заявил, что Tesla намерена выйти на прибыль уже в третьем квартале 2018 года и она не собиралась брать деньги в долг в этом году.

История вылилась в скандальный твит, который Илон Маск опубликовал в своем аккаунте 1 апреля в День дураков. Он написал, что Tesla стала банкротом, точнее:
«So bankrupt, you can’t believe it» («Настолько банкротом, что вы даже не сможете в это поверить»). Впрочем, эта выходка разозлила инвесторов и аналитиков еще больше.

Трудности с производством Model 3

В первом квартале 2018 года Tesla смогла выпустить с конвейера только 9766 Model 3, что намного больше, чем в аналогичном квартале годом ранее. Но компания долго не могла выйти на заявленный производственный план в 2500 автомобилей в неделю в первом квартале, в последний момент подтянув мощности до 2020 авто в семь дней. Только на конец июня Tesla смогла взять планку по производству 5000 Model 3 в неделю, хотя изначально Маск был намерен выйти на этот показатель уже к концу 2017 года.

Хотя Tesla удалось решить производственные задачи. Теперь у нее другие трудности — с доставкой готовой продукции. Маск уже охарактеризовал сложившуюся ситуацию как «логистический ад». Ранее Маск заявил, что некоторым клиентам компании придется немного подождать, чтобы получить свой автомобиль.

Конфликты среди топ-менеджеров компании

В апреле издание The Information опубликовало статью, в которой утверждалось, что в высшем менеджменте Tesla зреют конфликты, в результате которых главный инженер Tesla Даг Филд был отодвинут в сторону от контроля за производством Model 3. Маск раскритиковал этот материал, но публично отказался от интервью журналистам издания, сославшись на свою занятость: «Мне надо делать автомобили», — написал он.

Вообще в этом году из Tesla ушло достаточно много сотрудников из числа высшего менеджмента. В сентябре компанию покинула вице-президент по связям Сара О’Брайен, глава службы безопасности Габриэль Толедано и главный бухгалтер компании Дейв Мортон. Вице-президент по международным финансам и операциям Джастин Макани отправится в отставку в октябре.

Более того, в июне стало известно, что Tesla сократит 9% штата компании. Маск сказал, что это коснется в первую очередь офисных сотрудников, а не тех, кто задействован на производстве.

Конфликт с журналистами и аналитиками

2 мая произошел скандал, который тоже больно ударил по финансовому здоровью Tesla. К этому моменту нервы Маска, находящегося под градом постоянных вопросов о производственных трудностях компании, уже были на пределе. На конференции по финитогам первого квартала Маск грубо ответил двум репортерам.

«Простите. Следующий. Скучные вопросы — это не круто», — сказал Маск в ответ на вопрос Антонио Сакконаги о будущих капиталовложениях компании. На следующий вопрос аналитика RBC Capital Markets Джозефа Спака о брони на Model 3 он ответил: «Эти сухие вопросы меня просто убивают». После этой встречи акции Tesla упали в цене на 8% в течение буквально нескольких часов.

Иногда эксцентричность Маска действительно не идет ему на пользу. В сентябре журналистом Джо Роганом было снято интервью с Маском, где он курит марихуану (в Калифорнии, где проводились съемки, разрешено ее использование в лечебных целях). Причем в августе Маск заявил The New York Times, что считает курение марихуаны вредным, поскольку снижает продуктивность.

Илона Маска обвинили в мошенничестве

Комиссия по ценным бумагам и биржам, являющаяся финансовым регулятором США, подала в суд на Илона Маска. Эксперты обвиняют миллиардера в мошенничестве — по их мнению, тот намеренно ввёл в заблуждение инвесторов компании, заявив о намерении сделать её непубличной и предложив продать акции.

В начале августа Илон Маск на своей страничке в Twitter заявил, что планирует перевести компанию Tesla в частную собственность и скупает акции по 420 долл (на 20 процентов больше тогдашней рыночной стоимости). При этом он подчеркнул, что финансирование проекта «обеспечено». Уже тогда твиты миллиардера вызвали немалый резонанс: комиссия по ценным бумагам и рынкам прислала руководству компании повестку с требованием прояснить планы основателя, а один из акционеров подал на Маска в суд. 25 августа Илон Маск заявил, что Tesla всё же останется публичной компанией, однако некоторое время спустя это послужило поводом для новых обвинений в его адрес.

Позиция комиссии по ценным бумагам заключается в том, что Маск намеренно вводил акционеров в заблуждение, но в действительности изначально не планировал делать компанию частной. В связи с этим организация планирует не только оштрафовать бизнесмена, но и запретить ему возглавлять любые компании, чьи акции торгуются на бирже. Сам Маск охарактеризовал действия обвинителей как «необоснованные» и заверил, что никогда себя не компрометировал.

К счастью, у Tesla большой опыт борьбы с трудностями. Илон Маск говорил, что на момент основания компании в 2003-м году шанс на ее успех составлял не более 10%. За это время ей удалось стать синонимом инновацией, продвинуть вперед индустрию электротранспорта и завоевать армию фанатов по всему миру.
Конечно, успех компании связан в том числе с неординарной личностью Илона, который, встав у руля в 2008 году, стал евангелистом новых технологий для всего мира. И он продолжает верить в прочное финансовое будущее Tesla.

Подписка на рассылку

Один раз в неделю

всё самое интересное в вашей почте.