5g future | Онлайн-такси: главные события рынка 2017
6719
post-template-default,single,single-post,postid-6719,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,qode-content-sidebar-responsive,qode-theme-ver-10.1.1,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12.1,vc_responsive

Онлайн-такси: главные события рынка 2017

Этот год был определяющим для рынка онлайн-заказа такси. Ключевые игроки объявили об объединении, а тренды, которые начали разворачиваться определят развитие рынка в будущем.

Кто кого обошел?

В начале 2017 года компании по онлайн-заказу такси продолжили активно конкурировать друг с другом. Каждый стремился придумать новые функции и сервисы, которые выделяли бы его на фоне конкурентов. Наиболее удачные при этом копировали конкуренты. Например, еще в 2016 году “Яндекс” запустил функцию заказа автомобилей с детским креслом, а в марте 2017 года Uber сделал то же самое. Также с февраля по апрель три крупнейших сервиса такси один за другим — Gett, Uber и “Яндекс.Такси” ввели фиксированные тарифы.

Кто с кем объединился?

В мае компании RuTaxi, ранее купившая сервисы такси “Везет” и “Лидер”, и Fasten, которая в свою очередь ранее приобрела бренды “Такси Сатурн” и RedTaxi, объявили об объединении, что позволило создать один из крупнейших агрегаторов заказов автомобилей в России. Сделка прошла в конце апреля, инвестором объединенной компании выступил фонд UFG Private Equity, он же стал крупнейшим акционером новой компании. Тогда представитель UFG Артур Акопьян отмечал, что в фонде прекрасно понимают, что российский рынок проходит масштабную консолидацию, в конечном счете останется два-три крупных игрока. “Мы видим себя одним из этих игроков”, – подчеркивал он. В ноябре стало известно, что и Mail.Ru Group заинтересовалась рынком такси и рассматривает возможность покупки миноритарной доли этой объединенной компании “Везет”.

Но самой громкой сделкой года стало объединение бизнесов “Яндекс.Такси” и Uber, о котором было объявлено в середине июля. Планируется создание совместной компании, которая будет работать в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане, то есть в странах совместного присутствия компаний. Uber инвестирует в эту компанию 225 миллионов долларов., а “Яндекс” – 100 миллионов долларов; при этом Uber получит в капитале объединенной компании 36,6%, а “Яндекс” – 59,3%. Еще 4,1% получат сотрудники новой компании.

Новая компания будет работать на базе алгоритмов распределения заказов и навигационных систем “Яндекса”. Водители будут переведены на единую платформу и в одном приложении получают заказы от “Яндекс.Такси” и Uber. В первом полугодии 2019 года “Яндекс” планирует вывести новую компанию на IPO, проведя размещение акций на американской бирже.

В ноябре сделку одобрила ФАС России, обязав при этом “Яндекс.Такси” и Uber сообщать пассажирам, какое юридическое лицо отвечает за перевозку, а также хранить историю поездок. Водители должны иметь возможность работать с другими сервисами такси. На сегодняшний день сделка по объединению пока еще не завершена.

Что общего между сервисами доставки еды и заказа такси?

В конце декабря “Яндекс” завершил сделку по приобретению сервиса доставки еды Foodfox. Он будет интегрирован с “Яндекс.Такси” и позволит дополнительно загрузить таксистов доставкой еды из ресторанов. В перспективе он будет объединен с уже запущенным сервисом Uber Eats, который работает в России с февраля – это произойдет после того, как завершится сделка по слиянию “Яндекс.Такси и Uber.
Gett уже два года занимается доставкой еды и товаров из магазинов. Gett Delivery работает с Inventive Retail Group, “Азбукой вкуса” и “Глобус гурмэ”.

Mail.ru Group, которая пока только интересуется рынком заказа такси, год назад купила агрегатор сервисов доставки еды из ресторанов Delivery Club, а после и ZakaZaka, после чего холдинг объединил их.

Мнение аналитиков

Аналитик “Открытие Брокер” Тимур Нигматуллин считает естественным слияние сервисов по доставке еды и заказа такси. Он пояснил, что оба сервиса используют принцип “уберизации”, то есть позволяют клиентам и поставщикам услуг устанавливать через платформу прямой контакт, выигрывая за счет снижения расходов по сравнению с вертикально интегрированным бизнесом. Это позволяет снизить цены на услуги, тем самым значительно расширив свое присутствие на рынке за счет этого, добавил аналитик.

Как рассказал Нигматуллин, рынок онлайн-заказа такси демонстрирует трехзначные темпы роста операционных показателей, агрессивно конкурирует по цене и быстро перенимает лучшие практики у своих конкурентов, но с другой стороны, все три ключевые игрока глубоко убыточны, а их общая доля рынка очень мала и не превышает 12%.

“Без постоянного ценового демпинга рост бизнеса такси может быстро замедлиться, а недостигнутый эффект масштаба так и не позволит выйти в прибыль. Думаю, что компании объединяются не из-за того, что высокая конкуренция давит на их маржу, а из-за того, что они находятся только в начале экспансии на рынок, но уже сейчас это очень дорого обходится акционерам. Именно поэтому я не ожидаю повышения цен на такси агрегаторов – они продолжат бороться за рынок с традиционными сервисами”, – заключил он.

Аналитик “Финам” Леонид Делицын считает, что на рынке онлайн-заказа такси в уходящем году было два главных события – одно произошло, а другое – нет. Не произошло IPO Uber. Произошло слияние российского бизнеса Uber и “Яндекс-Такси. По его словам, на глобальном рынке не произошло одно событие, которого вполне следовало ожидать – IPO компании Uber.

В итоге “Яндекс-Такси” и Uber приняли решение об объединении своих сервисов в России и пяти странах СНГ, что привело к тому, что на российском рынке агрегации предложений такси возник очень крупный игрок, что привело к волне слияний менее крупных агрегаторов, которым нужны ресурсы для маркетинга. А также – рынок такси заметили операторы связи. “Они рассудили, что если “Яндекс” сделал на этом рынке компанию в 3,725 млрд долл., то почему бы не попробовать сделать что-нибудь похожее? Итогом стало МТС-такси”, – добавил Делицын.

Подписка на рассылку

Один раз в неделю

всё самое интересное в вашей почте.