5g future | «Победа» включила интернет вещей на борту
6356
post-template-default,single,single-post,postid-6356,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,qode-content-sidebar-responsive,qode-theme-ver-10.1.1,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12.1,vc_responsive

«Победа» включила интернет вещей на борту

Российский лоукостер, авиакомпания «Победа», реализовал первый в мире проект оснащения самолетов RFID-метками, в рамках которого на всем аварийно-спасательном оборудовании каждого борта устанавливаются радиометки, считываемые при помощи планшетного ПК.

Речь идет о нескольких сотнях меток в каждом из самолетов: они крепятся буквально ко всему, что не приколочено — от спасательных жилетов до ремней безопасности. Также метки крепятся на жаропрочные перчатки, мегафоны, кислородные баллоны, маски, огнетушители и т.п.

Смысл всей затеи — в ускорении инвентаризации аварийно-спасательного оборудования, которое происходит после каждого полета. Один из бортпроводников запускает на планшете специальное приложение и проходит по салону, сканируя метки. Каждая обнаруженная метка отзывается коротким звуковым сигналом, и в конце приложение генерирует отчет о наличии всего АСО. Он тут же загружается на сервер: в планшеты установлены SIM-карты Yota, а облачная часть реализована на базе Microsoft Azure.

Если же какого-то оборудования нет, это сразу же видно в отчете, соответственно, в этом случае не дается команда на отправление перронных автобусов с пассажирами и происходит их проверка. Как нетрудно догадаться, именно пассажиры регулярно выносят АСО с самолета: кто-то случайно (например, забывает вернуть дополнительный детский ремень), а кто-то намеренно — то ли это клептомания, то ли желание «по приколу» что-то унести на память о полете (как воруют, скажем, посуду из ресторанов). Кто-то даже умудрился однажды срезать (!) ремни безопасности. В любом случае кража АСО — это уголовное преступление и три условных срока (2 года, 1,5 года и 1 год) уже есть.

Без оборудования самолет нельзя допустить к следующему рейсу (то есть, если на борту не хватает спасательного жилета — значит, одному из пассажиров будет отказано в перевозке). Ручная же инвентаризация отнимает гораздо больше времени и сил: одних только жилетов под креслами — 189 штук, и их надо все проверить.

Таким образом, благодаря RFID «Победе» удалось сократить минимальное время оборота воздушного судна с 30 до 25 минут. Это один из ключевых KPI в пассажирской авиации: смысл в том, что чем меньше времени проходит от прилета в аэропорт до вылета следующим рейсом, тем выше экономическая эффективность авиакомпании, так как самолет приносит доход только когда он летает, а не стоит на земле. При размерах флота «Победы» в полтора десятка самолетов сокращение времени инвентаризации каждого борта на 5 минут дает возможность выполнить как минимум один дополнительный рейс, не увеличивая парка воздушных судов. Собственно, за счет этого внедрение системы окупилось спустя полгода.

Кроме того, метки содержат информацию о сроках годности некоторых предметов (например, огнетушителей), это упрощает поддержание их в готовом состоянии.

Решением уже заинтересовались другие авиакомпании, в том числе зарубежные; в двух российских идет внедрение аналогичной системы. Технически оно реализовано на базе RFID-меток Confidex и промышленных планшетов Senter ST907. Эти устройства представляют собой устройства на смартфонных чипсетах Qualcomm Snapdragon 200 или 410 (в зависимости от конфигурации) и оснащаются 1/8 или 2/16 ГБ памяти и 7-дюймовым сенсорным дисплеем с разрешением 1280х800 точек. Все это работает под Android 5.1. Главное отличие промышленных планшетов от бытовых — это пылевлагозащита и ударопрочный корпус, а также возможность работы в широком диапазоне температур. Кроме того, этот планшет может оснащаться считывателем RFID-меток, сканерами штрих-кодов и т.п., что делает его удобным инструментом в сфере торговли, логистики, складского учета и прочих отраслях, где требуется оперативная инвентаризация материальных активов. Стоимость такого планшета превышает 30 тыс. руб.

Планшеты не хранятся в самолетах, а выдаются экипажам во время предполетных брифингов. Для начала работы нужно запустить приложение и выбрать конкретный борт — откроется база данных установленного на нем АСО. После этого при нажатии кнопки «Сканировать» происходит последовательное считывание меток. Радиус действия каждой метки составляет 1-5 м.

«Слабых звеньев» у системы две. Во-первых, в некоторых аэропортах, например, Пулково (Санкт-Петербург) или Ататюрк (Стамбул) высадка пассажиров «Победы» происходит при помощи телескопических трапов: если кто-то что-то вынесет, перехватить вора будет практически невозможно. Во-вторых, метку можно оторвать, как отрывают метки с товаров магазинные воры (шоплифтеры). Тогда система покажет, что предмет на месте, а по факту его не будет. Впрочем, если шоплифтеры идут на «дело» намеренно, то самолетные кражи происходят, скорее, спонтанно: вряд ли кто-то будет специально покупать билет и брать с собой инструменты для снятия метки ради кражи жилета.

Подписка на рассылку

Один раз в неделю

всё самое интересное в вашей почте.