
В российских самолетах разрешили быстрый интернет
На заседании Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) было одобрено использование в России спутниковой связи Ka-диапазона для воздушного, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Это частоты 19,7-20,2 ГГц для прямого и 29,5-30 ГГц для обратного канала. В первую очередь Ka-диапазон используется в современных решениях для организации доступа в интернет в самолетах. Более того, есть сертифицированные решения для установки антенн Ka-диапазона на лайнеры семейства Airbus А320, то есть на модели А319, A320 и A321. А тут как раз «Аэрофлот» собрался оборудования самолеты именно этого семейства доступом Wi-Fi. Совпадение? Вряд ли. Работы по монтажу оборудования на одном самолете могут быть выполнены за четыре дня или в течение нахождения самолета на регулярном техническом обслуживании.
В России уже более 10 провайдеров спутникового интернета работают в Ka-диапазоне. Кроме стандартного доступа к почте или работы в браузерах пассажиры при использовании этого сервиса смогут использовать более сложные приложения или смотреть потоковое видео. Технология обеспечивает скорость порядка 50 Мбит/сек на самолет; реальная скорость на каждого пользователя составляет около 5 Мбит/сек при задержках 500-700 мс.
Аналогичное решение с середины прошлого года на самолетах тех же типов работает в Lufthansa, в том числе для рейсов в Россию. Перевозчик предлагает три тарифа:
Тариф FlyNet Message обеспечивает доступ к мессенджерам, то есть, вы сможете всю дорогу переписываться с друзьями, но другие сервисы будут заблокированы. Например, открыть присланную ссылку уже не получится. Но зато и стоит такой доступ всего 3 евро за весь полет. FlyNet Surf позволяет открывать ссылки и почти полноценно пользоваться интернетом: работать будет все, кроме мультимедийных сервисов. Такой доступ без ограничения скорости и трафика стоит 7 евро за весь полет. FlyNet Stream позволяет также слушать музыку и смотреть потоковое видео. Это стоит 12 евро. На всех тарифах заблокирована IP-телефония.
Для сравнения, «Аэрофлот» собирается взимать 800 руб. за безлимитный доступ в течение часа или 1000 руб. за весь полет.
Ограничений на использование частот немного: в самолетах интернет должен работать только на эшелоне (выше FL100), весь спутниковый трафик должен проходить через станцию сопряжения российского оператора связи, а если будет использоваться иностранный спутник, то оператор должен согласовать его использование с ФСО, Минкомсвязи и Минобороны.