5g future | В тени Илона Маска: человек, который совершил прорыв на рынке электротранспорта
9453
post-template-default,single,single-post,postid-9453,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,qode-content-sidebar-responsive,qode-theme-ver-10.1.1,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12.1,vc_responsive

В тени Илона Маска: человек, который совершил прорыв на рынке электротранспорта

На Пекинском автошоу в этом году бывший китайский чиновник наклонился и гордо сдернул покрывало со спортивного купе, которое он представил как самый быстрый в мире электрический автомобиль. Гордый отец своего детища, два десятилетия назад Ван Ган приложил немало усилий, чтобы убедить правительство Китая сделать ставку электрокары, вложить деньги в новую индустрию и реализовать программу субсидирования. Тогда это казалось сомнительной затеей. Но во многом благодаря его усилиям китайский рынок электрокаров стал крупнейшим в мире.

Купе, представленное им в апреле, произведено на свет стартапом под названием NIO. В августе китайский производитель электрокаров Nio, за которым стоит технологический гигант Tencent, подал документы на IPO стоимостью 1,8 млрд долл, которое станет первым листингом ценных бумагах автопроизводителя из Китая на бирже в США.

NIO EP9

Гиперэлектрокар NIO EP9 — конкурент Tesla Roadster 2020. NIO EP9 уже стал самым быстрым электрокаром на планете, обогнав даже Mercedes-Benz SLS AMG ED. Оснащенный четырьмя двигателями, автомобиль имеет мощность 1360 л.с., что позволяет ему набирать сотню за 2,7 секунды, разгоняться до 200 км/час за 7,1, с предельной скоростью в 313 км/час.

В тени Маска

Сегодня слава главного идеолога электротранспорта планеты принадлежит Илону Маску, но когда история электротранспорта будет написана окончательно, Вану будет отдано должное и его вклад оценят по достоинству. Сейчас в Китае реализуется каждый второй электрокар, попадающий на мировой рынок. За этой революцией стоит Ван, бывший министр науки и технологий КНР.

«Он является отцом индустрии электротранспорта Китая», — говорит Леви Тиллеманн, бывший советник Департамента энергетики США и автор книги про будущее автомобильной промышленности (оригинальное название «The Great Race: The Global Quest for the Car of the Future»). «Без Ван Гана едва ли Китаю
удалось бы обойти Запад. Это была его идея», — считает он.

Как все начиналось

Задолго до того, как стать главным футуристом и визионером КНР, Ван стал свидетелем культурной революции в Китае 1960-х годов и последовавшего за ней прорыва в науке и технике. В 16 лет он был отправлен в Северную Корею изучать быт простых крестьян, он также один из немногих в своем поколении смог поступить в колледж. И когда Ван Ган получил свою степень в области инженерии в Технологическом университете Клаусталя в Германии, ему сразу пришли предложения о работе от всех крупных автоконцернов. Он принял решение о работе в компании Audi (тогда она была самой маленькой, и потому у него было больше шансов на продвижение по службе).

Ван Ган

Однажды на завод Audi в Ингольштадте прибыла китайская делегация, чтобы перенимать опыт в автомобилестроении, в ее составе был министр науки Чжу Лилан, которому очень понравился талантливый инженер. Спустя месяцы после этой встречи, в 2000 году, Ван ввернулся в Китай, чтобы продать Лилану и его коллегам в правительстве идею о прорыве на рынок электродвигателей. В тот момент Китай просто задыхался от смога, а китайские производители машин даже не мечтали догнать японских, американских и немецких конкурентов.

Ставка на электрические двигатели, по задумке Вана, должна была дать шанс Китаю на перестановку сил на мировом автомобильном рынке. А также должна быта снизить сырьевую зависимость страны от иностранной нефти.

В 2007 году Ван уже занимал пост министра науки и технологий КНР, контролируя бюджет в миллиарды юаней и направляя средства на исследования и разработку в области электротранспорта. Он давал задачи китайским инженерам, которые становились вызовами для всех. Например, построить парк электробусов к Олимпийским играм 2008 в Пекине или вывести 1000 электрокаров на улицы каждого крупного города станы.

Весной 2010 года были введены субсидии в размере 10 тыс. долл за каждый купленный электромобиль. Сейчас правительством КНР разработан комплекс мер в поддержку электротранспорта: во-первых, строится и расширяется инфраструктура электрозаправок по всей стране. Во-вторых, в крупных городах покупка электромобиля — единственный способ быстро получить номерной знак, в случае покупки авто с традиционным двигателем его предлагается выиграть в лотерею.

Сейчас Вану Гану 66 лет, и в марте он оставил свой пост и теперь занимает академическую должность и больше не дает интервью. Годы усилий ушли на то, чтобы превратить электротранспорт в движущую силу мировой автоиндустрии. В этом году в Китае объем производства электрокаров достигнет по прогнозам 1 млн единиц, что на 26% больше 2017 года. Великобритания, Франция и Индия предлагают в будущем ввести запрет на производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Подписка на рассылку

Один раз в неделю

всё самое интересное в вашей почте.