5g future | Взгляд в будущее: «интеллектуальный» водопровод
4904
post-template-default,single,single-post,postid-4904,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,qode-content-sidebar-responsive,columns-4,qode-theme-ver-10.1.1,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12.1,vc_responsive

Взгляд в будущее: «интеллектуальный» водопровод

Внедрение «интеллектуальных» систем в сфере ЖКХ — очередной этап развития социальной инфраструктуры. Сложными инженерными коммуникациями нужно грамотно управлять для оптимального потребления ресурсов и избегать внештатных ситуаций.

Одними из наиболее передовых городов мира с точки зрения использования ИТ в ЖКХ являются Сингапур и Барселона, где уровень автоматизации отрасли доходит до 64 и 61% соответственно. В России и странах СНГ такие технологии внедряются точечно, преимущественно в электроэнергетике. Наименее технологичной остается сфера водоснабжения, однако, выгоды от внедрения «умных» систем в этой части коммунальной инфраструктуры сложно переоценить.

«Интеллектуальный» водопровод решает три основные задачи. Первая — это повышение энергоэффективности с сохранением высокого уровня качества услуг. Для этого необходимо нормализовать режимы водоснабжения на всех станциях, снизив уровень давления в сетях, исключить из работы неэффективные насосы и устранить эффект «передавливания». Вторая — снижение количества утечек и порывов путем выявления и исключения избыточного давления в сети. Третья — снижение затрат на обслуживание инфраструктуры.


Умные города мира: Барселона


Все перечисленные компоненты «интеллектуального» водопровода в идеале должны быть унифицированы для снижения зависимости от поставщиков. Этого удалось добиться в Белоруссии, где уже несколько лет работает комплексная система управления водоснабжением «Акватория». Она установлена на 350 объектах в девяти городах страны. В среднем она показала свою эффективность в снижении энергопотребления до 22%, давления – на 9% и утечек – на 6-10%.

Для того чтобы предприятия коммунального хозяйства не зависели от одного поставщика оборудования, в «Акватории» применяются стандартизированные наборы станций управления насосами. Через простой интерфейс оператор в режиме реального времени может отслеживать изменения в водопроводной сети города и видеть отклонения от нормы на всех станциях. В один клик он может просмотреть основные параметры проблемной станции, а в два клика – перейти на экран управления этой станции. Это позволяет находить и предотвращать потенциально аварийные ситуации до того, как они произойдут.

Модуль анализа процессов позволяет вести анализ данных. Решение по диспетчеризации удаленных объектов в «Акватории» было реализовано на контроллерах Mitsubishi Electric.

«Для связи подсистем используются каналы GPRS/GSM, через которые с помощью специальных алгоритмов приема и передачи информации, а также международного протокола, удается избежать потери данных. В случае обрыва связи, информация с метками времени накапливается в буфере контроллера и при возобновлении связи передается вновь», – рассказывает Андрей Гулаков, генеральный менеджер подразделения промышленной автоматизации «Мицубиси Электрик».

Система получает информацию о состоянии оборудования и режимах его работы, обрабатывает ее по заранее описанным математическим моделям и выдает управляющие команды или подсказки оператору во время процесса. При этом в расчет принимаются все текущие параметры работы оборудования, режимные ограничения, реальное состояние оборудования, топология сетей и многое другое.

Например, на УП «Минский водоканал» благодаря внедрению автоматизированной диспетчерской системы повысительных насосных станций удалось снизить энергозатраты на 20%, а также сэкономить около 130 тысяч долларов.

«Такая система автоматизации может функционировать в полностью автоматическом режиме, что позволяет, например, в ночное время обходиться без оперативного персонала. В аварийных ситуациях предусмотрена возможность передачи аварийных сообщений при помощи SMS, оповещений по электронной почте либо по другим онлайн-каналам на удаленные рабочие места пользователей», – говорит Андрей Гулаков.

Изначально внедрение концепции «Акватория» происходило на объектах водоснабжения в Беларуси. После того как удалось добиться значительных результатов, как, например, снижение давления, утечек и повышение энергоэффективности, внедрение умного водопровода продолжилось в России.

На сегодняшний день такие системы функционируют в Самаре и Тольятти. Применение подобных решений, основанных на переплетении автоматизации производственных процессов и информационных технологий, является практическим примером реализации тренда цифровой экономики. Оно позволяет говорить о реальной цифровизации процессов в управлении инфраструктурой для достижения устойчивого экономического и социального развития.