5g future | «Яндекс» мог договориться с властями Москвы о дорожном трафике
7086
post-template-default,single,single-post,postid-7086,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,qode-content-sidebar-responsive,columns-4,qode-theme-ver-10.1.1,wpb-js-composer js-comp-ver-4.12.1,vc_responsive

«Яндекс» мог договориться с властями Москвы о дорожном трафике

Сразу в нескольких анонимных Telegram-каналах на этой неделе опубликовали новость о том, что «Яндекс» заключил соглашение с московским Центром организации дорожного движения (ЦОДД), в соответствии с которым будет прокладывать маршруты в «Яндекс.Картах» и «Яндекс.Навигаторе» таким образом, чтобы направлять водителей не в обход пробок, а равномерно по разным улицам Москвы для оптимизации нагрузки на улично-дорожную сеть.

«Яндекс» официально опроверг эту информацию, назвав ее слухами. Действительно, в формате слухов об этом говорилось примерно с 2015 года, когда пользователи начали замечать разницу в прокладке одинаковых маршрутов. Портал TelecomDaily провел эксперимент: действительно, при одинаковых точках старта и финиша в одно и то же время на двух различных устройствах маршрут действительно часто прокладывается по-разному. При этом «заторы» и «свободные дороги» отображаются в разных местах.

С технической точки зрения такой эффект может возникать по двум причинам. Первая — это действительно сотрудничество с ЦОДД и рисование данных о пробках на дорогах для того, чтобы оптимизировать транспортные потоки: ведь если всем водителям построить маршрут в объезд пробки, то они тут же создадут пробку в другом месте в ходе объезда той, которая была изначально. Раньше, когда пользователей навигаторов с пробками было мало, объезд парой «хитрецов» не влиял на дорожную ситуацию, основная масса водителей ехала в пробку и стояла в ней. Сейчас же пробочными сервисами пользуется более половины водителей Москвы, поэтому равномерное распределение всех по разным дорогам позволило бы всем стоять примерно одинаково долго — но меньше, чем если бы все встали в пробку в одном и том же месте.

Однако в сотрудничестве с ЦОДД «Яндекс» признаться не может, даже если оно действительно есть: тогда репутация пробочного сервиса будет радикально испорчена в глазах массовой аудитории, и никто не будет им пользоваться, ведь водители будут считать, что сервис не помогает объехать пробки.

Вторая причина — это обновление информации о пробках на разных устройствах в разное время. Поскольку данные о пробках загружаются не в режиме реального времени, а обновляются с интервалом в несколько минут, и не у всех одновременно, чтобы равномерно распределить нагрузку на сервера, то у разных пользователей может отображаться разная информация о пробках (т.е. у кого-то успела обновиться, у кого-то еще нет). А с учетом того, что ситуация меняется в режиме реального времени — как мы уже написали выше, если пробку на улице 1 все поедут объезжать через улицу 2, то они создадут пробку на улице 2, а на улице 1 она быстро рассосется — это может иметь именно такой эффект на двух навигаторах.

Описанный эффект в меньшей степени выражен в картах Google. Они используют другие алгоритмы и склонны чаще перестраивать маршрут в ходе обновления данных, если получают информацию о значительных изменениях дорожной ситуации. Впрочем, и Google, и «Яндекс» склонны к решению постоять немного в пробке, но ехать прямым удобным маршрутом. Другие навигаторы, например, «Ситигид» или «Навител» помогают сэкономить время, объехав пробки хитрыми маршрутами по «карманам», переулкам, с разворотами и т.п.

Подписка на рассылку

Один раз в неделю

всё самое интересное в вашей почте.